суббота, 26 января 2008 г.

Тенденции и проблемы венчурного инвестирования.

Интервью с Константином Карчмарчиком (Группа компаний "Санкт- Петербург Капитал")

Тенденциями и проблемами венчурного инвестирования сегодня поделился с нами Заместитель Генерального Директора по Развитию Группы компаний "Санкт- Петербург Капитал" Константин Карчмарчик.
О том, почему инвесторы и стартап-команды не могут понять друг друга, а также о том, как стартап-команды могут сохранить свой контрольный пакет, читайте в интервью.

-Не могли бы Вы рассказать о группе компаний «Санкт- Петербург Капитал»? Какие основные направления деятельности? С кем сотрудничаете?
-СПК занимается прямыми инвестициями (private equity) в разных отраслях уже около 15 лет. Достаточно подробную, насколько это принято в нашем бизнесе, информацию вы найдёте на сайте www.spc.ru.

Как давно и какая политика проводится в отношении интернет стартапов?
-Направление IT и соответственно дочерняя компания СПК Информационные Технологии, которую я возглавляю, было открыто сравнительно недавно, около полутора лет назад, однако люди, которые вошли в компанию, давно и весьма успешно работают телекоммуникациях, масс- медиа и интернете в частности.
Мы хотели бы быть венчурной компанией, делающей акцент на интернет- проектах, но пока, увы, количество хороших проектов для этого чрезвычайно мало. Надеюсь, что, может быть и с нашей помощью, ситуация улучшится, а пока мы работаем над рядом собственных проектов и внимательно следим за тем, что делается в Рунете, относясь к этому достаточно консервативно и осторожно.

-По каким критериям обычно выбираются проекты для инвестирования?
• в любом проекте должен быть совершенно ясен продукт/сервис, который продаётся. Просто «прикольные» проекты или просто идеи бизнесу не интересны.
• Должна быть ясна коммерческая модель, т.е. как именно сайт зарабатывает деньги. Абстрактные фразы «мы будем зарабатывать на рекламе» не работают- нужны ответы на вопросы «Почему ?» и «Сколько?» Коммерческих моделей на самом не так и мало, но хотя бы одна должна быть предельно ясна сразу.
• Автор проекта должен хорошо видеть свой проект глазами типичного представителя целевой аудитории.
• Вменяемость и профессионализм авторов/разработчиков. На самом деле, инвестируя в интернет- проект, инвестируешь в людей, и если есть сомнения в возможности стабильной работы с командой, лучше в проект не ввязываться, какой бы хороший он не был.
• Проект уже должен быть- разработчики должны показать хотя бы работающий прототип. Случаи вложения в «бумагу» крайне редки.
• Проект нам самим должен по-человечески нравиться и быть понятным. Уже давно не интересна диверсификация по- принципу «варить халву, стрелять из-за угла, делать аборты»

Какие проекты (направленность и т.д.) интересны Вам для инвестирования?
-Покольку пока есть существенный недостаток вообще в качественных проектах, вопрос слишком сложный, однако мы безусловно смотрим в сторону нишевых социальных сетей, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей конкретных групп людей, не превращаясь в псевдодемократическую мусорную корзину, новых конвергентных масс- медиа, IPTV и мобильных приложений. Конечно же интересны системы поведенческого таргетинга, принципиально новые подходы к поиску, новые корпоративные решения.

По каким критериям оценивается стартап-команда проекта, когда рассматривается возможность инвестирования?
-Как я уже говорил, вменяемость и профессионализм чрезвычайно важны, однако есть ещё один чрезвычайно важный аспект.
В подавляющем большинстве случаев интернет- проект делают либо программисты, либо дизайнеры либо те и другие вместе. Это очень тревожно. В команде должны быть ещё и специалисты по маркетингу и рекламе и кто- то, кто в состоянии адекватно управлять проектом, как бизнес- процессом.
Команда должна быть функционально полноценной по составу. Не бойтесь делиться долями с ключевыми компетентами- это очень хорошо окупается.

-В какой форме должны быть предоставлены материалы по проекту при подаче заявки на инвестирование?

-На ранних стадиях Executive summary достаточно. Я не понимаю, что такое бизнес- план для интернет- стартапа. Обычно все цифры в таких бизнес- планах- враньё. Это же не производство плюшек для своего микрорайона. Интернет- проект или коммерчески заработает и тогда непременно окупится и только тогда будут понятны реальные параметры прибыльности на следующих этапах инвестирования, или не заработает совсем. Так вот один из самых важных смыслов executive summary- донести до инвестора, что проект заработает в коммерческом плане и по- крайней мере, окупится. Я очень рекомендую почитать про то, как писать executive summary у канадца Guy Kawasaki из Garage Ventures. Чрезвычайно доходчиво и от души всё написано.

-Какие ошибки обычно совершают стартап-команды в ходе реализации проекта?
• не понимают, какой сервис будет предоставлять проект
• не прорабатывают коммерческую модель
• очень мало внимания уделяют маркетингу, более того, зачастую просто не хотят понимать, как именно пользуются интернетом те люди, для которых делается проект.
• очень оптимистично относятся к затратам. Ошибаются иногда в 10 раз
• не создают функционально- полноценную команду партнёров в стартапе, что часто заводит в тупик
• Пытаются сделать ещё один Google, ещё Facebook итд. Их громадная капитализация означает только одно: они уже есть и так много денег туда вложено, чтобы других таких же не было. А с монетизацией эти инвесторы разберутся потом, будьте уверены (или не разберутся, и тогда будет ещё один «дот- пузырь»). Надо сказать, что многие венчурные инвесторы тоже заблуждаются, пытаясь искать тех, кто сделает что- то глобально- платформенное «всё для всех».

-А на этапе переговоров об инвестировании?
• многовато врут
• очень сырые проекты: «вот у меня тут сайт красивый и гениальный, а вы уже сами додумывайте как из него деньги сделать».
• к сожалению, уровень образованности по части того, как работают деньги, крайне низок, что очень часто ведёт к предложению сотрудничества по схеме «мы тут гениально поэкспериментируем за ваши деньги».

-Оцените по собственному опыту, каков процент действительно интересных идей среди всех предложенных проектов?
-Регулярно просматриваю буквально всё, что появляется и вижу не больше пяти интересных на первый взгляд проектов из ста.

-Что обычно мешает продуктивному сотрудничеству инвестора и стартап-команд?

-Огромная разница в знаниях и отношении ко всему окружающему. Стартаперы очень часто ничего не знают о бизнесе и никогда бизнесом не занимались, а инвесторы, особенно в России, совсем ничего не понимают в интернете, да и в масс- медиа тоже. То есть по отношению друг к другу чудовищно невежественны и те и другие. И довольно упорны в своём невежестве- мешает гордость за свои профильные достижения. Думаю, через несколько лет эта проблема не будет такой острой просвещение благодаря тому же интернету всё- таки происходит.

-На каких условиях обычно инвестируются проекты? Какие доли участия в проекте интересны инвесторам?

- Корректный ответ на этот вопрос займёт часа два. Целая лекция получится. В принципе, на ранних стадиях инвесторов не интересует ничего меньше 51%. Очень велики риски.
Исключения:
• вы уже много сделали и вложили и близки к успеху в любом случае
• вы какой- нибудь Jeremy Allaire
• Если проект очень хорош и находится на продвинутой стадии, вы можете сохранить за собой контрольный пакет, но только после того, как инвестированные деньги вернутся. До этого момента ваша доля находится в залоге у инвестора.
• У вас в руках пистолет.))

-Расскажите о проектах, которые инвестировала группа? Большой список? Все ли оправдали ожидания компании?

-Как я уже говорил, мы пока занимаемся только своими интернет- стартапами. В ИТ были весьма успешные инвестиции в разные проекты, некоторые из которых сейчас приносят существенный доход. Могу сказать только, что это хард и софт, покупателями которого являются крупные и известные корпорации. Были, конечно и ошибки, в основном связанные либо с неправильной стратегией выхода на рынок, либо в связи с тем, что какие- нибудь финны или китайцы сделали тоже самое быстрее, а американцы быстрее их вывели на соответствующие рынки.

-Многие стартап-команды считают, что найти инвестиции крайне сложно. Это правда?

Да, правда. Особенно в России- стартаперы и инвесторы говорят на совершенно разных языках. Причём и тот и другой- птичьи.

-Какие еще возможности, кроме инвестирования Вы предлагаете стартап-командам?
-Мы достаточно хорошо понимаем, что если мы хотим зарабатывать в интернете, мы должны помочь разработчикам проектов делать то, что нужно делать. То есть, где- то советом, где- то тестовой задачей или приглашением поучаствовать в проекте, где можно заодно чему- то научиться, где- то стажировкой или лекцией. Системы пока нет, но мы серьёзно работаем над этим. В этом смысле, ваш проект liveidea- отличная вещь и для стартаперов и для инвесторов.

-Насколько открыта компания к общению со стартап-командами?

-Если мои ответы не вызвали отвращения и апатии, заходите. Конечно открыты.

оригинал

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Спасибо, полезно